Памяти Дмитрия Ясенчука



Обратная связь



Зворотний зв'язок



Feedback

10:02, 02 февраля 2018

Памяти Дмитрия Ясенчука – гражданина, художника, альпиниста и неординарного человека посвящается.

Шесть  лет назад в Крымских горах погиб мой друг – талантливый художник, педагог, альпинист, спелеолог – Ясенчук Дмитрий Анатольевич.
ИСТОКИ ДРУЖБЫ
Наша дружба началась в 2006 году,  в тот период мне довелось трудиться над созданием  рассказов  о контрабандистах для сборника «Бандитская Одесса»,  времён так называемого застоя. Для сюжета понадобилось узнать,  как происходит подделка художественных полотен. Мой хороший друг,  известный журналист – Андрей Анастасов, обещал меня познакомить с мастером, который смог бы мне в этом помочь. Мы встретились с Дмитрием Анатольевичем Ясенчуком, которого друзья называли просто «Димыч», в его творческой мастерской.
Художник  поведал мне ряд интересных историй, которые произошли с ним и его знакомыми. Некоторые из его рассказов впоследствии вошли в повесть «Посредник» (напечатано в сборнике «Бандитская Одесса - 9»).
ТВОРЧЕСКИЕ РОЗЫГРЫШИ 
Вскоре мы с ним подружились, и я стал чаще бывать у него в гостях. Димыч оказался весёлым, общительным парнем, любил шутки и розыгрыши.  
«Когда я учился в Грековке,  – рассказывал он, – мы с моим другом Костей склеили из пенопласта куб размером полтора метра. Внезапно мне пришла в голову идея превратить его в  кусок скалы.   При помощи гипса и краски вскоре всё было  сделано. Своё детище мы водрузили посредине проезжей части, а сами спрятались в кустах и стали  фиксировать происходящее на старенькую видеокамеру. Многие автомобилисты удивлялись, откуда этот предмет взялся на дороге,  и объезжали  нашу “каменную глыбу”. Происходило это в час пик.  Вскоре  с  одной  стороны остановился трамвай,  и моментально  образовался нешуточный автомобильный затор.   Некоторые    водители  “камень”  стали объезжать по тротуару, и поэтому срочно потребовалось убрать наше создание».
Моё воображение живо представило эту картину. Автомобильная пробка непрерывно растёт –  ведь на дороге вырос «метеорит», упавший неизвестно откуда. Из машин  доносится ругань и непрерывные звуки клаксонов.  Внезапно появляется Супермен Димыч, который одной рукой убирает непонятную преграду…
В другой истории художник поведал,  как  в школьные годы нарисовал 10 рублей, но только с одной стороны.  Эту «фальшивку» он   подбросил в коридоре, а сам спрятался, ожидая, кто явится жертвой розыгрыша. Ждать долго не пришлось, вскоре червонец подобрал сосед-алкоголик, который тут же помчался в ближайшую наливайку…
РОЖДЕНИЕ ТАЛАНТА 
Появился на свет будущий художник  30 марта 1968  года  в городе Хмельницком.
Отец его – Ясенчук Анатолий  Михайлович – слыл мастером  на все руки, так как за свою жизнь поменял множество профессий.  Жизненная стезя этого умельца  прошла от токаря-наладчика  до  художника-оформителя.
Мать Дмитрия – Войцеховская  Галина  Григорьевна – хотя и  закончила технический вуз и работала инженером-экономистом, однако очень любила писать пейзажи и натюрморты, так как  в юности окончила художественную  школу. Слияние двух талантов дало результат – их  ребёнок изначально  генетически был предрасположен к творчеству.
Каракули на  стенах и обоях, руки,  выпачканные землёй и глиной,  дворовые  кошки, разрисованные красками  – это были первые шаги молодого дарования на пути постижения мира прекрасного. Однако родители не сильно ругали за эти проделки сына, прекрасно понимая, что  искусство требует жертв. Ведь что такое обои и кошки по сравнению с развивающимся талантом?
Первым наставником для Дмитрия  стала  мама. Под её умелым руководством  мальчик  учился рисовать, да так, что его детские рисунки вызывали восхищение у родственников  и знакомых семьи. Для него даже  специально  стали выписывать  журнал – «Юный художник».
В  семилетнем возрасте  Дима  удивил родителей  тем, что из выше названого журнала срисовал портреты Рубенса и Веласкеса, и у него получилось очень похоже. Такой талант нужно было развивать, поэтому  родители отдали учиться Дмитрия в художественную студию.  И вот  итог: в третьем классе его картина «Мушкетёр» завоевала Гран-при города Хмельницкого. А с четвёртого класса, помимо занятий экстремальными видами спорта (альпинизм, картинг),  он    начинает обучаться в Художественной школе у талантливого преподавателя Л.А.Нечипоренко.
Дмитрий во всём старался преуспеть: в написании пейзажей и портретов, создании графических изображений и ваянии  скульптур. За этот период юноша показал себя способным и талантливым учеником.  Каждый год его работы отправлялись на выставки и занимали призовые места.
ОТ ПЛАКАТОВ – ДО ОФОРМЛЕНИЯ МУЗЕЕВ 
В 14-летнем возрасте Дмитрий заканчивает занятия в художественной школе, однако продолжает учиться частным образом.  Свои уроки  он оплачивал сам.  Зарабатывал, рисуя   плакаты музыкальных кумиров того времени: Джона Леннона, Боба Марли, легендарных «Битлз», «АббА», «Бони М» и многих других зарубежных звёзд.   В этот период  он  поступает в Хмельницкое профтехучилище на специальность «Художник,  витражист-оформитель». Итогом упорного труда стал полученный  красный диплом. Вскоре талантливый юноша устраился работать на художественный комбинат. Принимал участие в оформлении: различных  Красных уголков, актовых залов, кабинетов, столовых и т.д. За выполнение «срочного госзаказа» их коллектив был даже  награждён  денежной премией, а молодой специалист Ясенчук был отмечен благодарностью и удостоин разрешением  рисовать  портреты Владимира Ильича Ленина (в те годы это считалось очень почётным делом, и чтобы запечатлеть облик вождя мирового пролетариата, требовался документ, подписанный  в нескольких инстанциях).
За время службы в армии,  Дмитрий принимал  активное участие по  оформлению  кабинетов военной подготовки, где его талант эксплуатировали по полной программе, не только офицерский состав, но и сослуживцы.  За этот период им было создано три портрета Дзержинского, два – Ленина, а также  оформлено множество дембельских альбомов.
После армии Ясенчук  устроился работать в художественный фонд своего родного города. Их бригада принимала самое активное участие по оформлению музеев. За этот  год ими было оформлено восемь музеев, два из которых – по его проекту, в частности, проект по оформлению музея Николая Островского в Шепетовке.
ПО ПУТИ ИСКУССТВА 
В 1989-м сбылась его давняя мечта.  Талантливый юноша поступил в Одесское художественное училище имени академика Грекова.
В  этот период  Ясенчук знакомится с творчеством французских художников импрессионистов, старательно изучает колористику, старается подражать Матиссу, а впоследствии знакомится с картинами Николая и Святослава Рерихов. Благодаря этому он выработал свой  собственный стиль. Дима много путешествует по Южному краю – Каролино-Бугаз, Тендеровская коса, Будакская коса,  Крымские горы и т.д. И везде он пишет пейзажи.  
За свою жизнь Дмитрий Ясенчук  принимал участие в различных выставках:
«Весна-94», г. Киев
Июнь 1994 г. – «Выставка молодых художников».  Литературный музей, г. Одесса
Осень 1994 г. – Всеукраинская выставка,  г. Киев
Январь 1996 г. – Персональная выставка  «Марина-96».  Литературный музей, г. Одесса
1997 год г. – Выставка маринистов «К 180-летию со дня рождения  И.К.Айвазовского», г.Одесса. Экспонировалась    в   Одесском краеведческом музее.
1998 г.  – Маринисты Одессы  «Ко дню Святого Николая»
1998 г., май – Персональная выставка. Галерея «Альфа-дизайн»
1998 г., август – «Эзотерическая реальность». Литературный музей,  г. Одесса
Май 1999 г. – Всеукраинская выставка, г. Киев
Весна–лето-99 – Литературный музей, г. Одесса
Июнь 2000 – Совместная франко-украинская акция – праздник искусств.
В последние годы жизни  талантливый мастер работал  частным образом, занимался арт-дизайном, ваянием  скульптур, написанием картин, реставрированием икон,  а также монументальными проектами –  расписыванием потолков и стен, оформлением детских садов, ночных клубов и дискотек в Аркадии («Паго - мексиканская деревушка»; «Ибица»; «Итака»). Отдельно хотелось бы отметить  голову «Посейдона», созданную им в аквапарке в Чабанке. Мастерски Дмитрий умел подбирать колер, в чём мне пришлось убедиться на собственном опыте.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НОВОГОДНЯЯ КАРТИНА 
В канун Нового 2010 года  мне вздумалось сделать ремонт на кухне и  в коридоре.  Друзья мне подарили декорированные под дерево картонные панели.  Однако для задуманного материала оказалось мало. Отправившись в вояж по строительным магазинам, мне удалось купить такие же панели, но только серого цвета. Дима сказал, что он их разрисует, что не будет заметно. Мне в это верилось с трудом, ведь любой мастер знает, как трудно  угадать  с цветом, разбавляя краску. Чтобы попасть в тон, существуют специальные автоматы, в которых компьютер учитывает все нюансы оттенка. Дима умел это делать на глаз. Принеся из мастерской баночки с колером, Димыч принялся за дело. В пол-литровой банке он стал смешивать цвета: немного коричневого, чуть жёлтого, оранжевого, белого, снова коричневого, другой оттенок жёлтого и т.д. После этого стал красить серые панели.  Сначала  –  подкладочный коричневый слой, на него – жёлтую краску, а после высыхания – полученную смесь. Когда он закончил, раскрашенные им серые панели невозможно было отличить от оригинала. После этого мы с ним в коридоре создали, как выразился Димыч, концептуальную арт-декор-картину «Празднование Нового года в каменном веке». Форма пещеры повторяет очертания мамонта, за которым гонятся охотники, чтобы принести еду к новогоднему столу…
МОЛИТВА МАСТЕРА  
Конечно, с таким талантом, художник постоянно был загружен работой.  А  когда поджимали сроки с выполнением заказа, он брал с собой  меня. В Одесском городском саду, в детском ресторане «Пиноккио», мне довелось раскрашивать стены в одном из помещений, а  Димыч вместе с другим художником в это время работал над созданием солнышка из пенопласта.  Иногда во время работы Дмитрий  мог наизусть декламировать стихи любимого поэта Николая Гумилёва. Этот поэт поражал его своей образностью и красочностью произведений. Очень ему нравилось  стихотворение « Молитва  мастеров», где были такие строки:
«Лишь небу ведомы пределы наших сил,
Потомством взвесится, кто сколько утаил.
Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами по сегодня».
МИСТИЧЕСКИЕ ГОРЫ 
Два-три  раза  в неделю Дмитрий преподавал рисунок и композицию. Увлекался даже моржеванием, и, несмотря на непогоду и лютый мороз, купался в море. Но лишь  только намечался в работе перерыв,  Дмитрий сразу же собирался в Крымские горы. Там было одно место, где, по его словам, он черпал вдохновение, которое притягивало, словно магнит. Сюда, по древним преданиям – на плато массива Бóйка, феодориты вывезли Священный Грааль. Здесь он и по сей день находится в толще горы. Не зря несколько экспедиций уже в ХХ веке пытались раскрыть тайну высокой энергетики Бóйка. Но безрезультатно. В 1927 году, по заданию НКВД, здесь работала экспедиция под руководством Барченко. 
Крымская Шамбала не открыла своих тайн и немецкой экспедиции службы «Аненербе» в 1943 году при оккупации Крыма. Обе экспедиции закончились крайне неудачно.  Димыч рассказывал, что  ему не раз приходилось лично наблюдать, как во время грозы молнии с завидным постоянством бьют в одну и ту же точку в скалу на западном склоне горы, избегая вершины. Что там таится под слоем известняка? 
Вот именно туда Димыч и отправился встречать Новый 2012 год. Что именно произошло с ним, для нас остаётся загадкой, ведь Дмитрий был опытным альпинистом. Думается, магические горы покарали отважного человека. В первых числах нового 2012 года было найдено его тело, которое друзья перевезли и похоронили в Одессе
ПАМЯТЬ ЖИВА 
Во второй день  марта 2012 года в Музее частных коллекций им. Блещунова состоялась  выставка, посвящённая  памяти Дмитрия Ясенчука. На ней были представлены картины художника-альпиниста, погибшего в Крымских горах за 2 дня до нового 2012 года. Художник не мыслил себя без гор, пещер, моря и неба. И всё это он мастерски  изображал на своих картинах. Знатоки утверждают, что небо наиболее удавалось художнику. И теперь он смотрит на нас с небес, а мы отдаём дань его таланту живописца, друга и человека, влюблённого в жизнь. В память о друге я написал посвящение – акростих.
                  ******
Яркие блики колец Сатурновых,
Сверху льётся магический  свет,
Ещё на стене – ангелочки  амурные!
Но кто же  художник? В живых уже нет! 

Через снега и ущелия горные
Ушёл рисовать он широкий простор,
Каменных идолов козни проворные…
Упал  альпинист у подножия гор.

Димы душа в небеса устремилась!
Море сверкнуло в лазурной дали,
И во Вселенной она  растворилась, 
Только стук сердца в глубинах Земли.

Радугой в небо душа устремилась,
И засияла   звёздочкой  вскоре,
Юным она возродилась светилом,  
И  озарила  небо, горы  и  море!
                  ******
Мне хочется, чтобы будущие поколения знали и помнили о Дмитрии Ясенчуке. Ведь созданные им творения стали украшением не только Одессы, но и Николаева, Черноморска, Херсона, Хмельницкого, Шепетовки и других городов Украины.
Автор: Вячеслав Слисарчук